ПРЕДПРИНИМАЕМЫЕ МЕРЫ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ШИРОКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПО РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЕ В ЦА
А.Дунаев
Старший научный сотрудник
Вопросы свободы вероисповедания и убеждений стали предметом обсуждения, нормативно-правового регулирования после распада СССР и приобретения независимости странами Центральной Азии.
Несмотря на тот факт, что в конституциях советских республик была провозглашена свобода совести, в СССР фактически главенствовала атеистическая идеология. В реальной жизни верующие и религиозные объединения находились практически вне правового пространства.
Ситуация изменилась после распада Советского Союза. Государство стало не только формально признавать права и свободы, включая религиозные, но и создавать условия для их реализации.
Так во всех странах региона были приняты законодательные акты, регулирующие деятельность религиозных организаций. В Конституциях стран Центральной Азии был закреплен принцип свободы вероисповедания.
В соответствии с этими и некоторыми другими законами, религиозные объединения получили право юридического лица, право быть собственниками и участвовать в различных правоотношениях. Верующие и религиозные объединения стали допускаться в публичную сферу, смогли достаточно свободно проводить религиозные обряды. В первые годы государственной независимости в этих странах действительно наблюдалась определенная либерализация в сфере религии и государственно-конфессиональных отношений.
В дальнейшем, в связи имевшими в странах ЦА место актами терроризма, совершенными под воздействием экстремистских религиозных идеологий в условиях идеологического вакуума, проникновением и распространением чуждых экстремистских религиозных идей, государство начало брать под жесткий контроль религиозную сферу.
При этом, необходимо иметь ввиду, что несмотря на то, что центральноазиатский регион часто рассматривается как единое целое, его страны сильно различаются по самым разным характеристикам: и по политическому режиму, и по уровню религиозности населения, и по позициям той или иной религиозной организации.
Нельзя ставить на одну ступень Туркменистан и Казахстан, если брать во внимание существующие политико-правовые режимы, равно как нельзя одинаково оценивать уровень религиозности и религиозные традиции в Узбекистане и Кыргызстане. Несмотря на то, что эти моменты не отражены в законодательстве, они очень важны при анализе статуса религиозных организаций и отношения к ним государства.
С учетом имеющихся различий и особенностей в указанных странах строилась и проводилась государственная политика в религиозной сфере, в том числе она прошла как этапы либерализации, так и этапы жесткого контроля над религиозной сферой, связанной в том числе с ограничением определённых религиозных свобод граждан. В каких-то определенных случаях указанная политика имела успех и была оправдана интересами безопасности граждан, где-то потерпела неудачу, однако она выполнила свою функцию.
Тем не менее мир не стоит не месте и социально-политические и экономические процессы, происходящие в нём, требуют от стран Центральной Азии изменений и в сфере религиозных свобод, которые являются одними из основных прав человека, закрепленных в 18 статье Всеобщей декларации прав человека.
Узбекистан, который также прошел указанные этапы жесткого государственного контроля над религиозной сферой, понимает важность обеспечения религиозных свобод граждан. В последние годы в нашей стране проводится широкий комплекс реформ, направленных на улучшение ситуации с соблюдением прав человека, в том числе религиозных свобод.
В частности, можно выделить несколько направлений:
- Обновление и либерализация законодательства Узбекистана в сфере свободы совести и вероисповедания, гармонизация национального законодательства с международно-правовыми стандартами в области прав человека.
- Имплементация международных договоров по соблюдению прав человека (6 основных договоров и 4 факультативных протокола Организации Объединенных Наций),
- Создание условий для свободной реализации прав личности на вероисповедание, а также возможности свободного и беспрепятственного исполнения религиозных обрядов, культов, соблюдения т.н. религиозного дресс-кода
- Повышения доступности религиозного образования путем создания религиозных учебных и научных центров, а также для изучения и популяризации имеющегося духовного религиозного наследия.
- Усиление роли межконфессионального диалога, укрепление религиозной толерантности в стране.
После состоявшегося в июне 2017 г. совещания с участием высшего мусульманского духовенства Президент страны Ш.М. Мирзиёев озвучил новый государственный подход к регулированию религиозной деятельности. Президент открыто признал наличие проблем, связанных с законодательными актами и правоприменительной практикой, в том числе и с реальным воплощением свободы вероисповедания, заявил о необходимости либерализации законодательства и пропаганды гуманистической сути ислама, и подчеркнул, что борьба с религиозным экстремизмом исключительно силовыми методами себя не оправдывает и что большинство преступлений, связанных с экстремистской деятельностью и насилием, совершают люди моложе 30 лет. Поэтому Ш.М. Мирзиёев предложил в качестве альтернативы просвещать молодежь и создавать условия для ее самореализации, что может создать заслон на пути распространения «вируса» идеологии насилия.
В результате в 2016-2019 гг. более 20 тысяч верующих, были исключены из т.н. «черных списков» подозреваемых в экстремизме; созданы условия для беспрепятственного выполнения пяти столпов ислама, реконструированы мечети, кладбища и места поклонения; разрешено посещение мечетей подростками, найдены компромиссы в вопросах ношения хиджабов. Ежегодно увеличивается число паломников, совершающих хадж.
Президент страны Ш.М. Мирзиёев,в своём выступлении на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2017 году выступил с предложением принять специальную резолюцию «Просвещение и религиозная толерантность». Основная цель данного документа состоит в том, чтобы оказать содействие в обеспечении права получать образование всеми, искоренению неграмотности и невежества. Эта резолюция направлена на достижение толерантности и взаимного уважения, обеспечение религиозной свободы, помощи защите прав верующих, не допускать пренебрежения ими. Указанная резолюция была принята в декабре 2018 года на 73 сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Главные итоги реформ в либерализации религиозной политики, которые позитивно восприняты в стране и среди международных наблюдателей, заключаются в следующем:
1. Упразднение т.н. «чёрных списков», составленных правоохранительными органами. В него входили лица, замеченные в связях с радикальными группами, либо недавно амнистированные. Механизм составления списка был неясен, что открывало простор для злоупотреблений.
2. Помилование за последние 3 года более 3,5 тыс. граждан, среди которых значительное число составляли лица, осужденные за религиозный экстремизм и раскаявшиеся впоследствии. Практика освобождения продолжается и приурочивается, обычно, к праздникам. Прекращена имевшая место практика искусственного добавления срока в местах заключения.
3. Решением Президента были освобождены от уголовной ответственности ряд граждан Узбекистана, по заблуждению оказавшихся в составе террористических, экстремистских или иных запрещенных организаций и групп.
Так, в ходе специальных операций «Мехр» из зон конфликта на Ближнем Востоке были возвращены женщины и дети, оказавшиеся в рядах отдельных террористических и экстремистских организаций. В результате операции «Мехр-1» (30 мая 2019) было репатриировано 156 лиц (48 женщин, 1 мужчина, 107 детей, из которых 9–сироты). В результате операции «Мехр-2» (10 октября 2019) было репатриировано 64 детей и подростков, оставшихся без родителей (39 мальчиков и 25 девочек, из них 14 – дети в возрасте до 3-х лет).
При этом государство взяло на себя обязательства помощи (в том числе и финансовой) по отношению к амнистированным и репатриированным гражданам. В регионах и городах страны созданы Специальные комиссии из числа органов исполнительной власти на местах, правоохранительных, религиозных, общественных организаций. Их цель: активная совместная работа государственных и общественных организаций по социальной и экономической реинтеграции этих граждан.
4. Прекратилось давление на ряд протестантских течений, таких как «Свидетели Иеговы», а пресвитерианская община «Церковь Свет миру» получила официальную регистрацию в г.Чирчик.
5. Путем отмены запретов фактически снято напряжение по поводу ношения хиджабов и бород, участия несовершеннолетних в богослужениях.
6. Со стороны государства принят ряд серьёзных мер по развитию религиозного образования, изучения и пропаганде исламской научной мысли, богатого наследия всемирно известных богословов древности, проживавших на территории современного Узбекистана. В частности в 2017 году начато создание и строительство Центра исламской цивилизации, в 2018 года создана Международная исламская Академия. Созданы научно-исследовательские центры имама Аль-Бухари, имама Ат-Термизи, имама Матуриди, где идет научное изучение наследия этих исламских мыслителей и распространение их знаний среди верующих, что должно снизить негативное влияние экстремистских течений.
7. В 2018 году согласно постановлению Президента утвержден новый состав Совета по делам конфессий, который является общественно-консультативным органом при Комитете по делам религий. При этом произошло расширение Совета с 9 до 17 членов, представляющих практически все религиозные конфессии, зарегистрированные в Узбекистане.
Необходимо отметить, что одним из наиболее важных задач, стоящих в ходе реформ в сфере государственного регулирования свободы вероисповедания является усиление правовых гарантий этих свобод.
В этих целях в нашей стране проводится системная работа по укреплению законодательной и организационно-правовой базы защиты прав человека, имплементации международных стандартов по правам человека в национальное законодательство и выполнению международных обязательств, а также активизации сотрудничества с международными организациями по вопросам защиты прав человека.
В настоящее время Республика Узбекистан присоединилась к более 80 международным документам по правам человека, в том числе 6 основным договорам и 4 факультативным протоколам Организации Объединенных Наций (далее — ООН), на постоянной основе представляет в Совет по правам человека и договорные комитеты ООН национальные доклады по их выполнению.
Кроме того, принимаются практические меры по гармонизации национального законодательства с международно-правовыми стандартами в области прав человека.
Одним из основных документов, определяющих перспективное направление этой работы является Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека, принятая в июне 2020 года.
Принятие долгосрочной стратегии в области прав человека служит эффективной реализации государственной политики в данной области, формированию уважительного отношения к правам и свободам человека, дальнейшему укреплению авторитета страны на международной арене, в частности улучшению позиций Республики Узбекистан в экономических и политико-правовых рейтингах и индексах.
Наряду с другими направлениями в соблюдении прав человека Стратегия предусматривает разработку и принятие нового Закона о свободе совести и религиозных организациях, проект которого проходит обсуждение.
Проектом вносятся изменения в порядок регистрации религиозной организации. Для этого, в частности, будут требоваться:
- документ, содержащий подписи граждан Узбекистана, достигших 18 лет, в количестве не менее 50 человек, по инициативе которых создается религиозная организация;
- решение учредительного собрания, содержащее сведения о создании религиозной организации, утверждении ее устава и избрании руководящих органов;
- устав религиозной организации на государственном языке;
- сведения об инициаторах создания религиозной организации и о членах ее руководящего органа;
- документ о наличии религиозного образования у руководителя религиозной организации;
- письмо-согласие Комитета по делам религий при Кабинете Министров;
- гарантийное письмо органов государственной власти на местах (Совет Министров Каракалпакстана, хокимияты областей и Ташкента) с приложением заключений о соответствии недвижимого имущества религиозной организации, которое предполагается использовать в качестве почтового адреса, требованиям градостроительных норм, правил пожарной безопасности и санитарно-гигиенических норм.
По действующей редакции закона для регистрации религиозной организации нужно предоставить заявление, подписанное гражданами Узбекистана в количестве не менее 100 человек, по инициативе которых создается религиозная организация (1), устав религиозной организации (2), протокол учредительного собрания (3), документ, подтверждающий место нахождения создаваемой религиозной организации (4), и документ об оплате госпошлины (5).
Таким образом ожидается существенное упрощение процедуры регистрации религиозных организаций, путем снятия бюрократических препон. На сегодняшний день (с 2019 года) уже в пять раз снижен размер госпошлины за регистрацию. Сокращена периодичность представления отчетов религиозными организациями. Отныне вместо ежеквартальной отчетности религиозные организации сдают отчет раз в год.
Помимо этого, из проекта Закона исключена норма о недопущении появления граждан в общественных местах в культовых одеяниях.
По данным Министерства юстиции Узбекистана, правовые положения проекта данного Закона, полностью соответствуют требованиям международных договоров Узбекистана. При разработке проекта, изучались, анализировались и использовались нормы международного права, опыт развитых зарубежных стран в этой сфере, а также учитывались мнения международных экспертов.
Также планируется принятие нового Уголовного Кодекса Республики Узбекистан, в котором планируется декриминализировать ряд статей, связанных с нарушением законодательства о свободе совести, которые не фактически имеют большой общественной опасности.
Значительную роль сыграл Закон «О противодействии экстремизму», принятый в 2018 году. Указанный закон даёт юридически точные определения понятиям «экстремизм», «экстремистские материалы» и т.д., что не дает возможности вольно трактовать данные понятия в ходе следствия и пресекает возможные нарушения прав человека со стороны правоохранительных органов.
С сфере религиозного образования приняты Указ главы государства «О мерах по коренному совершенствованию деятельности в религиозно-просветительской сфере» от 16 апреля 2018-го и постановление Президента «О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности религиозно-просветительской сферы» от 4 сентября 2019-го.
Одним из наиболее важных направлений деятельности государства и общества в обеспечении религиозной свободы, является укрепление и расширение межконфессионального диалога, который служит важнейшим фактором общественного согласия.
Во многих точках мира обостряются межконфессиональные противоречия. Они в основном связаны с ущемлением прав религиозных меньшинств. В этих условиях в Узбекистане вопросы защиты прав и свобод человека, безопасности, межрелигиозного и межконфессионального согласия стали главным содержанием нового политического курса.
В этом плане политика Узбекистана в сфере религии сконцентрирована на межконфессиональном диалоге. Она характеризуется толерантностью, то есть взаимоуважением и миролюбием граждан по отношению к людям иной веры. Новая модель выстраивания отношений представителей разных религий основывается на сбалансированном подходе и равенстве всех верующих перед законом и государством
В 2018 году согласно постановлению Президента утвержден новый состав Совета по делам конфессий. Это общественно-консультативный орган при Комитете по делам религий, в котором есть представители практически все религиозных конфессий, зарегистрированные в Узбекистане. Новыми членами стали руководители таких немногочисленных религиозных организаций, как «Христиане-адвентисты седьмого дня», Библейское общество Узбекистана, «Общество кришнаитов», «Свидетели Иеговы» и другие.
Совет по делам конфессий осуществляет деятельность в рамках социального партнерства государственных органов с религиозными организациями для решения актуальных задач в сфере религии и укрепления принципов религиозного великодушия в обществе.
В совете обсуждается текущее положение религиозно-социальных процессов в Узбекистане, вырабатываются рекомендации Комитету по делам религий, который является уполномоченным государственным органом в решении задач обеспечения прав граждан на свободу совести и вероисповедания, равенства, регулирования отношений, связанных с деятельностью религиозных организаций.
На сегодняшний день в стране ведут свою деятельность 2277 религиозных организаций 16 конфессий. Из них в общей сложности насчитывается 183 христианских организаций, 8 еврейских общин, 6 общин бахаи, одна организация «Свидетели Иеговы», одно общество кришнаитов и один буддийский храм, а также межконфессиональное Библейское общество Узбекистана.
Важное событие реформ в религиозно-просветительской сфере - создание Центра исламской цивилизации при Кабинете Министров Республики Узбекистан. Как отмечал Президент, центр станет фундаментальной базой для научных учреждений данного профиля. Здесь будут заниматься научными исследованиями отечественные и зарубежные специалисты, по итогам деятельности которых планируется издавать энциклопедии, научно-популярные сборники, готовить телепередачи, фильмы, иные материалы. Данный комплекс - своего рода платформа для упрочнения знаний преподавателей и студентов Международной исламской академии Узбекистана.
Центр должен стать надежной преградой экстремистским и деструктивным идеологиям, служить научной базой распространения религиозной толерантности в центральноазиатском регионе.
Указанный Центр в декабре 2020 года посетили духовные лидеры почти всех религиозных конфессии Узбекистана и выразили убежденность, что его научная и культурная деятельность будет укреплять атмосферу межконфессиональной толерантности, мира и согласия в стране.
Проводимые реформы в сфере религиозных свобод также осуществляются с учетом рекомендаций ООН, ОБСЕ. В этих целях Узбекистан концентрирует внимание на налаживание конструктивного диалога и сотрудничества с международными организациями и экспертами в данной сфере.
В ходе визитов Верховного комиссара ООН по правам человека Зейд Раад аль Хусейна и Верховного комиссара ОБСЕ по делам нацменьшинств Ламберто Заньера обсуждено текущее состояние дел, дана высокая оценка реформам в нашей стране.
По итогам посещения специального докладчика ООН по вопросу о свободе религии и убеждений Ахмеда Шахида парламентом Узбекистана принят отдельный документ о реализации комплекса мероприятий в сфере религии.
Эффективность проводимых реформ нашла свое отражение в реакции зарубежных правозащитных организаций.
Так, Председатель Комиссии США по международной религиозной свободе (USCIRF) Тони Перкинс отметил, что в Узбекистан добился значительного прогресса в выполнении обязательств по обеспечению большей свободы для религиозных групп. Также в докладе этой организации подчеркивается, что Узбекистан предпринял значительные шаги по улучшению условий свободы вероисповедания.
В декабре 2020 года Государственный департамент США исключил Узбекистан из списка особого наблюдения (Special Watch List) для правительств, которые участвуют или терпимо относятся к «серьёзным нарушениям религиозной свободы». Об этом говорится в заявлении госсекретаря США Майка Помпео.
Такое решение принято «на основании значительного, конкретного прогресса, достигнутого правительством Узбекистана за последний год». «Их смелые реформы законов и практики служат образцом для подражания другим странам», — отмечается в заявлении Майка Помпео.
Izohlar