20.09.2022
255

МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ И МИР В УЗБЕКИСТАНЕ

История человечества неразрывно связана с религиями, являющимися одним из главных элементов, формирующих социальный, политический и культурный облик различных цивилизаций. На протяжении тысячелетий, в результате миграций, войн и торговли шел взаимообмен культурами, а также распространение различных религий из одних регионов мира в другие. 

Не будет преувеличением сказать, что в современных условиях глобализации этот процесс ускорился в сотни, если не тысячи раз. Доступность информации, доступ к быстрым перемещениям в мире, привели к тому, что в наше время практически исчезают замкнутые в себе страны и общества. Взаимопроникновение культур и религий носит массовый характер, обогащая нашу цивилизацию.

Вместе с тем, такие процессы  могут привести и к негативным последствиям: при определенных условиях возможно возникновение конфликтных ситуаций между представителями различных конфессий и народов, в особенности, если этих противоречия будут искусственно провоцироваться в политических целях.

Узбекистан может послужить в качестве примера успешной реализации политики по достижению межрелигиозного мира и согласия. Необходимо отметить, что политика Узбекистана в сфере религии сконцентрирована на межконфессиональном диалоге. Она характеризуется толерантностью, то есть взаимоуважением и миролюбием граждан по отношению к людям иной веры. Новая модель выстраивания отношений представителей разных религий основывается на сбалансированном подходе и равенстве всех верующих перед законом и государством

Именно поэтому, одним из наиболее важных направлений деятельности государства и общества в обеспечении религиозной свободы в Узбекистане, является укрепление и расширение межконфессионального диалога, который служит важнейшим фактором общественного согласия. 

Этот процесс имеет глубокие исторические корни в Узбекистане, который с древних времен, находясь на пересечении торговых дорог Шелкового пути, являлся также и местом совместного сосуществования таких религий как ислам, христианство, буддизм и иудаизм. Более того, толерантность является одним из основных принципов его современной национальной идеологии, фундаментом, который государство заложило с первых дней своей независимости. 

Религиозная толерантность на территории Узбекистана не возникла в один момент. Как отмечено выше, это результат исторического опыта мирного сосуществования разных религий и народов. В современной истории первый такой опыт приходится на вторую половину XIX века, когда, после завоевания Средней Азии царской Россией, в регион пришло православие. Затем, в результате различных волн переселения в Среднюю Азию немцев-менонитов, казаков-старообрядцев и других религиозных групп в регион пришли старообрядчество, протестантизм и католицизм. Политические потрясения и события первой половины XX века - революция и две мировые войны, повлекшие волны переселения, сильно изменили этнический и соответственно религиозный состав населения Узбекистана. 

Ярким примером межконфессионального мира и согласия являются отношения между мусульманами, составляющими преимущественное  большинство в Узбекистане и представителями православия, которые являются второй по численности религиозной группой в Узбекистане. В 1871 году решением Синода русской православной Церкви была создана Ташкентская и Туркестанская епархия и основан храм при Ташкентском госпитале. Сегодня он превратился в красивейший Свято-Успенский кафедральный собор – главный храм Ташкентской епархии. В ноябре 2021 года в Узбекистане широко отмечалось 150-летие Русской Православной Церкви в Средней Азии. Выступая с речью по этому поводу, глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий отметил:  «Этим юбилеем мы отмечаем, что на протяжении всей истории присутствия Русской Православной Церкви на Центральноазиатской земле она не внесла какие-либо противоречия в жизнь общества. Она внесла гармонию в жизнь общества. На протяжении всех этих лет не было никаких конфликтов на межрелигиозной или межнациональной почве. Это очень важно отметить. Мы надеемся, что деятельность нашей епархии будет и дальше нести мир и согласие, любовь и уважение среди людей, живущих на нашей земле на протяжении многих лет и веков». В праздновании этого юбилея участвовали и главы других религиозных общин Узбекистана. Вообще, для Узбекистана очень характерна публичная демонстрация лидерами религиозных общин своего единства на пути межконфессионального диалога, что призвано подчеркнуть ту важность, которой они придают вопросам религиозной толерантности. Это и участие в совместном праздновании Навруза, других различных государственных праздников страны, участие в различных мероприятиях по развитию гражданского общества и т.д. 

Длительный период истории, несмотря на все трудности и проблемы, представители всех конфессий Узбекистана мирно сосуществовали друг с другом, живя как одно целое. Несомненно, главная заслуга этого в великодушном, толерантном характере и менталитете узбекского народа. Именно умение ладить и дружить с другими народами и культурами, терпимость в восприятии иного мировоззрения главное его отличие и особенность. Ведь толерантность и уважение других достигается умением и желанием поддерживать диалог, пониманием друг друга, сопереживанием и соучастием в решении проблем. Наличие всего это и сформировало тот особый, неповторимый опыт мирного, безконфликтного сосуществования разных народов и конфессий в Узбекистане. 

Эти взгляды дружбы и сотрудничества между разными народами нашли отражение и в идеях джадидов, таких как Ахмад Даниш, Фуркат, Мукими, Хамза, Айни, Бехбуди, Фитрат и другие. Фуркат выступал за изучение европейской науки и технологии, сотрудничество с другими народами и изучение их культур и духовных традиций. Фитрат, в свою очередь, писал: «Нет никаких сомнений в том, что, хотя люди исповедуют иную религию, живут в разных странах и принадлежат к разным племенам и этническим группам, все они являются детьми одного и того же человеческого рода». 

Сегодня в Узбекистане в атмосфере толерантности и мира живут более 130 представителей национальностей различного вероисповедания. В настоящее время в стране ведут свою деятельность более двух тысяч религиозных организаций 16 конфессий. Из них в общей сложности насчитывается 183 христианских организаций, 8 еврейских общин, 6 общин бахаи, одна организация «Свидетели Иеговы», одно общество кришнаитов и один буддийский храм, а также межконфессиональное Библейское общество Узбекистана. 

На государственном уровне в Узбекистане вопросам религиозной толерантности придается большое значение. В первую очередь это  нашло своё отражение в конституционном закреплении основных прав человека на свободу совести и вероисповедания. Также в Конституции отмечен принцип равенства граждан вне зависимости от религиозных убеждений, а также равенства религиозных организаций перед законом. 

Правительством страны уделяется большое внимание вопросам межрелигиозного согласия и мира. Президент страны Ш.М.Мирзиёев, в своём выступлении на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2017 году выступил с предложением принять специальную резолюцию «Просвещение и религиозная толерантность». Основная цель данного документа состоит в том, чтобы оказать содействие в обеспечении права получать образование всеми, искоренению неграмотности и невежества. Эта резолюция направлена на достижение толерантности и взаимного уважения, обеспечение религиозной свободы, помощи защите прав верующих, не допускать пренебрежения ими. Указанная резолюция была принята в декабре 2018 года на 73 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 

В целях организации межконфессионального диалога, выработки мер, направленных на продвижение принципов толерантности и согласия, обеспечению межрелигиозного и межэтнического мира в рамках Комитета по делам религии успешно действует Совет по делам религии. В состав Совета по делам религии входят руководители Управления мусульман Узбекистана, епархии Русской Православной Церкви в городе Ташкент и Узбекистане, Римско-Католической церкви, Союза Евангельских Христиан-Баптистов, Церковного Центра «Полное Евангелие», Евангельской лютеранской церкви и Еврейской общины в городе Ташкенте.

Самым главным индикатором успешной политики Узбекистана в сфере межрелигиозных отношений, является крепкий мир и согласие между представителями различных конфессий и народов Узбекистана. И этот важный мир будет и дальше храниться и оберегаться нашим  народом.
 


                                                                                                        Андрей Дунаев,
старший научный сотрудник Международного
научно-исследовательского центра Имама Матуриди

 

Дополнительная информация

Если культура - дом, то язык - ключ к входной двери
Эта цитата принадлежит нашему современнику - известному писателю Халеду Хоссейни, и с ней невозможно не согласиться. Язык - одна из...
Международные связи
Прошло 9 месяцев с момента создания и начала работы Международного научно-исследовательского Центра имама Матуриди при Международной исламской Академии Республики Узбекистан,...

Оставить комментарий

Примечания

Мы в соц сетях

Контакты

Телефон:
Электронная почта:
Адрес:
©2024 All Rights Reserved. This template is made with by Cherry