30.01.2023
143

АБУ БАКР ИЯДИ (умер в 361/971)

Абу Бакр Ияди считается представителем династии Ияди и является братом Абу Ахмада Ияди. Он был современником Имама Матуриди, одного из известнейших исламских ученых Самарканда, и пользовался большим уважением среди местного населения. Точные даты его жизни и смерти не известны, однако установлено, что он умер после Имама Матуриди и до Абу Саламы Самарканди.

Широкую известность получила его работа под названием «Аль-Масаил аль-Ашрия». Согласно сообщению, приведенному в «Шарх Джумал усул ад-дин» Ибн Закарийи, когда факих Абдуссамад ибн Ахмад Арбинджани Имам Матуриди умер, Абу Бакр Ияди сказал: «Ученые уммы подобны пророкам в обучении религиозным знаниям и постановлениям. В прошлом, когда жизнь пророка подходила к концу и возникали новые вопросы, которые нужно было решить, и не оставалось ученых, чтобы найти их решения, посылался новый пророк, так же и новые ученые заменят умерших ученых в этой умме в каждом столетии, иначе начнется конец света. Потому что Всевышний Аллах не лишает своих рабов тех, кто указывает им правильный путь».

Абу Бакр Ияди написал работу «Аль-Масаил аль-ашр аль-Иядия», в которой отразились некоторые из его вероученческих взглядов, незадолго до своей смерти и объявил об этом людям, чтобы удержать людей от идей мутазилизма.

В этой книге Абу Бакр Ияди объяснил около десяти догматических вопросов. Он описал их так:

1. Воистину, Всевышний Аллах создает все действия своих рабов. Все их действия — по Предопределению (Када) Аллаха и Его Воле;

2. Воистину, Всевышний  Аллах — Предвечный творец. Его знания и качества Предвечны. Эти атрибуты не являются ни самим Богом (его сущностью), но и не есть что-то иное, чем Он;

3. Всевышнего Аллаха можно будет увидеть в Последней жизни — без постижения, без охватывания и без образа. Но допустимо, что Всевышний Аллах окажет милость видением Себя кому пожелает из Своих рабов и так, как пожелает;

4. И, поистине, Коран — это Речь Всевышнего Аллаха. И Речь Всевышнего Аллаха не сотворена (махлюк) и не возникла (мухдас);

5. И, поистине, совершавшие большие грехи из единобожников зависят от Воли Аллаха: если Он пожелает, простит им по Своей Милости, и если пожелает, накажет их в соответствии с тяжестью их грехов по Своей Справедливости. В итоге же — все они попадут в Рай;

6. И, поистине, Аллах делает что пожелает, и выносит такие решения, какие пожелает — будь они на пользу (аслях) для рабов или нет. Его не спрашивают о Его Действиях, но это их [творений в Судный день] спросят об их поступках;

7. И, поистине, заступничество (шафаат) Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) за совершавших большие грехи из его общины — истина;

8. И, поистине, могильные муки — истина;

9. И, поистине, мы уповаем на то, что Всевышний Аллах даст Своим рабам то, о чем они просят Его в дуа. В дуа — мудрость и польза;

10. И, поистине, предопределение добра и зла — от Аллаха.
И кто не верит во все это, тот — приверженец страстей и новшеств. И только от Аллаха удача (тауфик).

Десять перечисленных выше вопросов были признаны основными религиозными правилами самаркандских ханафитов того времени, а те, кто в них не верил, считались «сахиб аш-шарр валь бидат» (владельцы ереси и греха). Однако в период Абу Бакра Ияди эта его работа не смогла сохранить свое значение в качестве основного источника среди ученых общины Ахли Сунна Валь Жамаа. Потому что имам Матуриди шире осветил эти десять вопросов и осветил другие вероученческие вопросы в своем труде «Китаб ат-Таухид». Таким образом, образ Имама Матуриди и его произведений служил главным фактором в борьбе с различными заблудшими течениями в III-IV/IX-X веках. Однако при жизни Имама Матуриди его учение не признавалось отдельной вероученческой школой, а считалось просто частью ханафитского учения.

Дополнительная информация

Оставить комментарий

Примечания

Мы в соц сетях

Контакты

Телефон:
Электронная почта:
Адрес:
©2024 All Rights Reserved. This template is made with by Cherry