24.11.2022
196

ПОТЕНЦИАЛ ВНУТРИКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ТРУДАХ БОГОСЛОВОВ ХАНАФИТОВ – МАТУРИДИТОВ (2-ЧАСТЬ)

Основы внутриконфессиональной толерантности у ханафитов История проблемы “такфира” начинается с противостояния между хариджитами и суннитами. Первые считали мусульманина, совершившего большой грех неверным. Согласно учению вторых, если мусульманин, совершивший большой грех, продолжает признавать свой поступок греховным, то он остается верующим. Хариджиты аргументировали свою позицию рядом аятов. 

 В частности “А кто не будет судить согласно тому, что ниспослал Аллах, тот – неверный” (Коран1, 5:44). Из буквального понимания следует, что тот, кто не судит по закону Бога, тот неверный. 

 В другом аяте сказно: “А если кто после этого станет неверным, то он – грешник (фасик)” (24:55) то есть, термины “неверный” и “грешник” использованы в рамках одного контекста. В следующем аяате вера противопоставлена греху: “Неужели уверовавший равен грешнику (фасик)? Не равны они!” (32:18). Еще в одном аяте, неверие связывается с отказом совершить паломничество: “Аллах обязывает тех людей, кто в состоянии совершить поездку, отправляться в хадж к Дому. А если кто-либо не верует [и не совершает хаджа], то ведь Аллах не нуждается в обитателях миров” (Коран, 3:97). Помимо этого, хариджты обращались и к хадисам. В частности, один из них провозглашает: “Кто преднамеренно оставляет молитву – тот неверный” (As-Sa’di ‘A., 2008:136).

Сунниты же в качестве доказательства ссылались на аяты: “О вы, которые уверовали! Предписано вам возмездие”, “О вы, которые уверовали! Обращайтесь к Аллаху с искренним раскаянием”, “Если две группы верующих вступают в сражение [между собой], то примирите их”. Как видим, во всех айатах, несмотря на упоминание больших грехов и покаяния, использовано обращение “о вы верующие”. Похожие аргументы встречаются и в хадисах. В частности, в одном из них Пророк Мухаммад сказал: «Если раб покинет этот мир, произнеся слова: “Нет божества, кроме Аллаха”, то он попадет в Рай”. Абу Зарр спросил: “Даже если он прелюбодействовал и воровал?” Пророк (с.а.в.) ответил: “Даже если прелюбодействовал и воровал”. Абу Зарр вновь спросил: “Даже если он прелюбодействовал и воровал?”, Пророк (с.а.в.) вновь ответил: “Даже если прелюбодействовал и воровал”. Абу Зарр еще раз спросил: “Даже если он прелюбодействовал и воровал?”, Пророк (с.а.в.) ответил: “Даже если прелюбодействовал и воровал, и несмотря на мнение Абу Зарра” (AsSa’di ’A., 2008:135). Из хадиса также ясно видно, что несмотря на прегрешение Пророк Мухаммад, продолжает именовать такого человека верующим. 

На первый взгляд данная проблема может показаться сугубо теоретической. На самом же деле она имеет важное практическое значение. Хариджиты и их последователи, руководствуясь тем, что грешник является неверным, выносили решение о допустимости его убить, имущество конфисковать, жену и детей продать в рабство. Современные радикальные течения, такие, например, как “ИГИЛ” действуют в рамках точно такого же понимания.

Именно поэтому ханафитские богословы в данном вопросе были особо осторожными. На наш взгляд это связано с тем, что сам имам Абу Ханифа жил в период смены династий и иных внутриконфессиональных конфликтов и в качестве богослова пытался дать оценку сложившейся ситуации. Понимая пагубность хариджитского учения о вере, имам провозгласил: “Никакого мусульманина, совершившего грех, даже если то – грех великий (кабира), мы не считаем неверующим, если только он не сочтет оное дозволенным. 

 Мы не отнимаем у него имени веры и называем его верующим поистине (хакикатан): он может быть нечестивым (фасик) верующим, но не неверным (кафир)”.

Ханафитский богослов более позднего периода ат-Тахави указывал: “Мы не объявляем неверным никого из последователей Киблы по причине грехопадения, если он не считает этот грех дозволенным”. В другом месте своего текста он указал: “И раб (Аллаха – А.Р.) выходит из веры, только если отрицает то, что ввело его в веру”. Возможно, в силу этого, зачастую богословы 

 в рамках своих фетв избегали упоминания имен конкретных личностей, за исключением тех, чьи имена были упомянуты в аяатах Корана или хадисах (M.Babirti, 2014:109:114).

Современник ат-Тахави, известный среднеазиатский богослов Абу Мансур 

 ал-Матуриди посвятил вопросу “Веры” целую главу своего авторитетного полемического труда “Китаб ат-таухид”. Во-первых, следует отметить, что имам дает полный обзор всего спектра мнений мусульманского богословия по данному вопросу: “Исламская умма разошлась во мнениях относительно статуса великогрешника. Среди них есть те, кто называет его неверным, те, кто называют язычником, те, кто не считает верующим и неверным, те, кто считает лицемером, и те, кто его считает верующим в своей основе грешником в деянии, распутником, но при этом они избегают этого названия, кроме тех случаев, о которых это ясно сказано. Последние считают, что Аллах может как наказать этого человека, так и простить, зная о его искренности в покаяниях и искренних деяниях. Среди них есть те, кто считает, что божественное наказание, обещанное великогрешнику, распространяется только на тех, кто считал его дозволенным или кого-либо другого, а также те, кто считал его (наказание – А.Р.) обязательным” (M.Al-Maturidi, 2001:422).

Во-вторых, провергая позицию хариджитов и му‘тазилитов по данному вопросу, ал-Матуриди указывал: “Что же касается недопустимости обвинения великогрешника в неверии или язычестве, то можно привести множество доводов. Во-первых, Аллах Всевышний повелел своему Пророку просить прощения за верующих мужчин и женщин. Ведь если бы великогрешники были бы неверующими, то это было бы недопустимо, так как Аллах в одном из аятов сказал: “Ни Пророку, ни верующим не подобает просить [у Аллаха] прощения для многобожников, даже если это родственники, после того как они убедились, что им придется гореть в адском огне”.

Было бы абсурдно повелевать просить прощения, подразумевая наличие веры, если бы ее на самом деле не было, так как в этом заключается ложь. Ведь Аллах запретил Пророку просить прощения за язычников в аяте, приведенном выше, и за лицемеров в следующих аятах: “Им все равно, будешь ли ты просить прощения для них или не будешь: Аллах не простит их, ибо Аллах не ведет прямым путем грешных людей”, “Никогда не совершай обрядовой молитвы по кому-либо из мунафиков и не останавливайся у его могилы. Ведь они не уверовали в Аллаха и Его Посланника и умерли нечестивцами” (M.Al-Maturidi, 2001:417–418).

Критерии необходимые для признания человека неверным упомянуты у ан-Насафи: “Тексты [откровения] должны пониматься открыто и явно. Отклонение к смыслам, утверждаемым батинитами (сторонниками свободного, аллегорического толкования откровения, искавшими в нем тайный смысл), является безбожием (илхад). Отрицание этих текстов есть неверие (куфр). Разрешение порочного поступка (ма‘сийа) и пренебрежение им – неверие (куфр). Издевательство (насмехательство) над шариатом – неверие. Потеря надежды на милость Аллаха Всевышнего – неверие. Думать, что мы в безопасности от наказания Аллаха Всевышнего, есть неверие. Верить гадальщику   в том, что он сообщает о скрытом (гайб), – неверие” (As-Sa’di ‘A., 2008:210).

Таким образом, в суннитском богословии неверием считалось явное отрицание или противоречие текстам Корана и сунны, имеющим степень “кат‘и ад-дилала” (однозначно ясный текст с точки зрения смысла) и “кат‘и ас-субут” (абсолютно достоверный, аутентичный с точки зрения цепочки передатчиков).

Таким образом, обзор научных публикаций по заявленной проблематике выявил, что большинство исследований рассматривают общие аспекты проблемы. В них анализируется понимание термина толерантность в учении ислама, выявляются основные источники ислама, затрагивающие идеи терпимости и добрососедских отношений между представителями различных религий. Часть публикаций рассматривают проблему в историческом аспекте, а часть в региональном. В рамках публикаций основное внимание уделяется взаимоотношению между исламом и православием, частично иудаизмом. Проблема же внутриконфессиональной толерантности, несмотря на ее актуальность остается не раскрытой.

Анализ богословского содержания проблематики показал, что основным идеологическим обоснованием для покушения одного мусульманина на жизни других мусульман, является парадигма такфира, разработанная последователями хариджизма. Исследование же ханафитских текстов по вероучению показывает, что проблема не теряла своей актуальности, и в этой связи богословами ханафитамиматуридитами была разработана альтернативная парадигма, исключающая возможность обвинения мусульманина в неверии только на основании совершения грехов или отказа от исполнения основных предписаний ислама. Помимо этого, богословы разработали систему аргументов и контраргументов, позволяющих опровергать тезисы хариджитов и неохариджитов в лице различных радикальных течений и групп. На наш взгляд, изучение наследия богословов не только актуально для решения проблем внутриконфессиональной толерантности, но также должно активно применяться в практической деятельности как духовенства, так и различных реабилитационных центров и программ. Кроме этого, популяризация этого наследиям может быть одной из мер профилактической работы среди мусульманского населения.

Рамиль Адыгамов,
старший научный сотрудник отдела
История религий и общественной мысли
Институт истории
имени Ш. Марджани Академии наук
Республики Татарстан

 

Дополнительная информация

АБУ МАНСУР МОТУРИДИ И ЕГО ДОГМАТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
Как известно Маверауннахр является родиной многих выдающихся мыслителей. В особенности это относится к периоду IХ–ХII веков, когда сотни живших здесь...
Роль маххали в формировании идентичности татар
Аннотация: В данной статье рассматривается тема отношения маххали в жизнедеятельности татарского народа. Махалля – это важнейший институт в истории российских...
Особенности вопроса воспитания детей на основе исламских ценностей и традиций
Аннотация. Социальные изменения в современном обществе, связанные с ломкой традиционной системы половой стратификации, приводят к изменению гендерных ролей, в том...

Оставить комментарий

Примечания

Мы в соц сетях

Контакты

Телефон:
Электронная почта:
Адрес:
©2024 All Rights Reserved. This template is made with by Cherry