23.11.2022
199

ПОТЕНЦИАЛ ВНУТРИКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ТРУДАХ БОГОСЛОВОВ ХАНАФИТОВ - МАТУРИДИТОВ (1-ЧАСТЬ)

Конец 80-х начало 90-х гг. XX в. для мусульман республик бывшего Советского Союза ознаменовался бурными процессами возрождения этно-конфессиональной самобытности. В итоге этих процессов резко возросло количество мечетей, религиозных курсов, медресе, издание большого ассортимента религиозной литературы, увеличение численности практикующих мусульман. На начальном этапе эти процессы воспринимались как абсолютно позитивные, поэтому зачастую помимо духовенства ни кто не обращал внимания на качество и содержание религиозной идеологии, которая приобрела популярность в рядах верующих. Для властей и служб безопасности такие понятия как ваххабизм, салафизм, хизб аттахрир и др. были новыми явлениями, однако, вскоре мусульманские социумы столкнулись с плодами своего невежества и равнодушия в данном вопросе. Многие мусульманские республики захлестнула волна терактов, межэтнических и внутриконфессиональных конфликтов и войн, в которых по обе стороны конфликта были мусульмане.

Зачастую последователи радикальных течений находили обоснование подобных конфликтов в идее такфира. Суть которой сводилась к тому, что мусульманина, не исполняющего предписания основных источников ислама можно объявить неверующим. После чего считается допустимым его убить, имущество конфисковать как военный трофей (ганима), а жену и детей продать в рабство. При чем эта идея практиковалась и вне вооруженного конфликта. Сложно выявить точную статистику, однако, известно, что в России за последние тридцать лет было убито более 30 духовных лидеров (Murders and attempts on religious figures in Dagestan in 2007-2011, 2022). Кроме этого в 90-е годы XX в. начале 2000-х на территории России, Узбекистана, Казахстана и других республик произошел ряд террористических актов, в которых в том числе пострадали и мусульмане (Terrorism in the modern history of Russia, 2022). Особенно это относится к регионам с преобладающим мусульманским населением. Как известно, убийство мусульманина с точки зрения исламского богословия является особо тяжким грехом и для его осуществления нужна серьезная идеологическая база. В этой связи проблема внутриконфессиональной толерантности ее формирования и воспитания приобрела особую актуальность для мусульманского социума, однако, остается практически не изученной в научных исследования. Большинство публикаций, затрагивающих проблему толерантности, касаются вопроса межконфессиональных взаимоотношений. Публикации по данной проблематике можно сгруппировать по региональному принципу: исследования российских исследователей и публикации ученых среднеазиатского региона.

Среди публикаций российских исследователей обращают на себя внимание статья Л.Р.Усмановой. В рамках статьи затрагивается проблема бытования ислама в Японии и развития толерантности в инокультурной среде, где мусульмане представляют значительное меньшинство (Л.Р.Усмонова, 2012:19–24).

Следующая публикация Т.Г.Туманяна носит более глобальный характер, рассматривая место ислама в общественном мнении и жизни европейских стран (Т.Г.Туманяна, 2010:38–47). Похожую проблематику затрагивает публикация Н.М.Вагабова. Автор анализирует перспективы развития межконфессиональной толерантности в условиях все большего расширения процессов глобализации. В статье рассматриваются вопросы, связанные с отношением западноевропейского населения (представителей разных конфессий) к исламу и мусульманам. Широко используются результаты социологических исследований, обзор вебсайтов католических организаций в Северной Америке, Великобритании и Австралии. Также в глобальном разрезе проблему рассматривает и Е.С.Васецова. Автор статьи предпринимает попытку развенчать ошибочное представление об исламе как о нетерпимой и крайне воинственной религии. Исламофобия представляет собой крайне опасное явление, способствующее укреплению мифа об исламе как о религии, ставшей идеальной почвой для терроризма. По мнению автора для искоренения исламофобии необходимо разъяснять суть ислама как религии мира, добра и терпимости (Е.С.Васецова, 2012:126–130).

Проблема развития межконфессиональной толерантности также затронута в публикации И.А.Журавлевой и Р.А.Ивашина (И.А.Журавлевой, 2013:115–117; Р.А.Ивашин, 2017:32–39). Роль традиционного ислама в развитии толерантности рассматривается в публикациях Р.Нуруллиной и М.А.Фарапоновой. Интересно, что автор последней публикации является слушателем Воскресной школы храма Успения Божией Матери города Ставрополя (Р.Нуруллиной, 2014:37–40; М.А.Фарапоновойa, 2014:230–233).

Исламская парадигма толерантности рассматривается в публикациях Р.А.Фатхуллина, Г.Г.Нагиева, Д.Р.Зайнуллиной. В первой статье выдвигаются теории столкновения цивилизаций на основе религиозных конфликтов, история распространения исламофобских взглядов. По мнению автора, обращение к основным источникам ислама дает возможность получить объективное представление. Автор предлагает свои пути реализации толерантного потенциала ислама. В статье Зайнуллиной раскрывается сущность толерантности. Автор показывает, что религия ислам в ее традиционных формах построена на принципах толерантности и терпимости, которые представляют собой основу взаимоотношений мусульман с представителями иных конфессий (Р.А.Фатхуллина, 2021:217–22).

Интересный взгляд на проблему можно найти в публикации А.А.Мишучкова. Автор проводит компаративное исследование, сравнивая исламский и либеральный подходы к проблеме толерантности (А.А.Мишучкова, 2017:262–266).

Довольно широко представлены исследования затрагивающие проблему толерантности на Северном Кавказе и в частности Дагестане. Среди ни можно выделить публикаци Г.Д.Атаева, Э.М.Далгата, Автор исследует черты менталитета, традиции и обычаи, способствовавшие приобретению дагестанцами толерантности. К ним он относит: гостеприимство, многоязычие, отходничество. Автор считает актуальным воспитывать молодое поколение дагестанцев на примерах традиционной толерантности их предков (Г.Д.Атаева, 2016:329–340; Э.М.Далгата, 2013:51).

Т а к ж е  и н т е р е с н а  и  п у б л и к а ц и я М.М.Шахбановой и М.Б.Гимбатовой. В статье излагаются существующие в массовом сознании дагестанских верующих установки веротерпимости, факторы формирования религиозной толерантности и интолерантности, показано отношение дагестанских народов к прозелитизму. Охарактеризована религиозная обстановка в республике, установлены причины обострения взаимоотношений между разными религиозными учениями, среди которых деятельность политических партий и лидеров, распространение нетрадиционных для Дагестана вероучений. По мнению авторов одной из причин возникновения интолерантных установок в массовом сознании и поведении является прозелитическая деятельность неисламских вероучений, их миссионерская деятельность и ориентированность на привлечение последователей ислама и иных вероучений в свои ряды, что негативно воспринимается официальным мусульманским и православным духовенством (М.Б.Гимбатовой, 2016:142–146).

И наконец, обращает на себя внимание диссертация Р.Л.Саяхова “Формирование толерантности слушателей мектеба на основе активизации педагогического потенциала исламских первоисточников”. Исследование начинается с анализа самого феномена толерантности, а также содержания основных источников ислама, касательно заявленной проблематики. Во второй главе диссертации предлагаются приемы и методы реализации толерантных установок в учебном процессе, показываются результаты экспериментов (Р.Л.Саяхова, 2019).

Среди публикаций исследователей Средней Азии следует отметить ряд публикаций исследователей Республики Таджикистан. 32 ISSN 2181-1881 E-ISSN 2181-189X Moturidiylik (2/2022) В частности статьи Х.Э.Бойназарова. Автор рассматривает проблематику в историческом аспекте. По его мнению, толерантность и терпимость как этическая ценность и вид поведения занимают особое место в исламских учениях. Он утверждает, что в священном Коране особое внимание уделяется толерантности и терпимости по отношению к представителям иных религиозных систем, особенно религиозных и этнических меньшинств.

Похожее исследование было подготовлено М.Х.Умедовым. В статье представлены основные философские подходы к интерпретации феномена религиозной толерантности. По мнению автора, нетерпимость - одна из самых серьезных проблем, которая может легко посеять раздор и вражду даже среди членов одного общества или граждан одной страны и даже между государствами. Терпимость рассматривается автором как единственное решение насущных проблем (Х.Э.Бойназарова, 2019:8–14; М.Х.Умедовым, 2019:20–27).

Значительный интерес представляет диссертационное исследование И. Челика “Воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения современной молодежи”. Автор в рамках исследования раскрыл базовые подходы ислама в процессе воспитания толерантности. Провел анализ основных принципов обучения и общую структуру процесса воспитания. По мнению автора: “Одна из важных тем в воспитании толерантного человека связана с развитием морального аспекта и удовлетворения духовных потребностей личности. Так как удовлетворение многих потребностей связано с налаживанием отношений с окружающими, в исламском образовании одной из важных воспитательных сторон считается развитие социального аспекта, с учетом толерантности. Отношения с другими людьми нуждаются в наличии терпимости, любви и интереса. Ислам развивает в сущности человека терпимость, любовь и интерес и не видит ничего более созидающего, чем терпимость, считая любовь к другим людям основой индивидуальной и социальной морали человека, признающего ее соответствующей базой для роста духовного начала в человеке” (И.Челика, 2015:2).

Довольно большое количество публикаций в рамках данной проблематики было подготовлено исследователями из Узбекистана. Следует отметить исследования О.И.Сатимовой, Х.А.Мирзахмедова, С.А.Саидова. Х.А.Мирзахмедов показывает, что формирование культуры толерантности и внедрение ее в сознание народа основано на национальной духовности и менталитете народа. По этой причине осуществление данной задачи находится в центре проводимых реформ в сфере духовности. С.А.Саидов анализирует идеи межконфессиональной толерантности, выдвинутые Первым Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым, внесшим значительный вклад в дело воспитания молодежи страны.

Опыт развития парадигмы толерантности на примере Узбекистана рассматривается в публикациях Ф.Г.Кулуевой и Р.Б.Ситдикова. Первая публикация носит довольно общий характер, и рассматривает терпимость как одну из наиболее важных основ ислама, и видит в ней инструмент искоренения исламофобии. Вторая статья касается непосредственно особенностей национальной политики Узбекистана в условиях глобализации в вопросах воспитания толерантности у молодежи. В рамках статьи проводится анализ роли религиозного образования в формировании у членов общества общечеловеческих ценностей. Раскрывается просветительская деятельность государства и высших учебных заведений в доведении до молодежи гуманистической сути ислама, истинных ценностей исламской культуры (Ф.Г.Кулуевой, 2019:32–35; Р.Б.Ситдикова, 2019:45–49).

Еще одна публикация узбекского исследователя А.А.Адылова, касается общих вопросов, связанных с бытованием ислама и развитием идей толерантности в среднеазиатском регионе.

В публикациях исследователей из Казахстана и Киргизии К.Г.Соколовского и А.В.Шипилова рассматриваются вопросы межконфессиональной толерантности в республиках. Однако, основной акцент делается на развитии взаимоотношений между исламом и православием (К.Г.Киргизии, 2016:211–214; А.В.Шипилова, 2013:139–145).

И наконец, публикация азербайджанского исследователя носит общий характер и рассматривает отношение ислама к понятию толерантности вообще (М.И.Тагиева, 2018:295). 

Таким образом, мы можем заключить, что имеющиеся научные публикации преимущественно затрагивают проблему межконфессионального согласия и толерантности в учении ислама вообще. В некоторых публикациях акцент делается на 33 ISSN 2181-1881 E-ISSN 2181-189X The Maturidiyya (2/2022) историческом и региональном аспекте проблемы. Что же касается вопроса внутриконфессиональной толерантности, но несмотря на свою актуальность он остается не раскрытым.

 

Рамиль Адыгамов,
старший научный сотрудник отдела
История религий и общественной мысли
Институт истории
имени Ш. Марджани Академии наук
Республики Татарстан

 

Дополнительная информация

Кари из Узбекистана в США
Абдурахманов Ихтиёр, научный сотрудник Международного исследовательского центра имама Мотуриди, и Рашидов Ахмадхан, преподаватель Ташкентского исламского института, посетили Исламский центр «Аль-Бухари»...
Тур по Египту продолжается...
Делегация Узбекистана посетила Центр изучения экстремизма «Салам» 14 марта 2023 года в рамках поездки в Египет.Центр изучения экстремизма Салам был...
Посещение Международного центра электронных фетв в Аль-Азхаре
14 марта 2023 года сотрудники Международной исламской академии Узбекистана, Международных исследовательских центров имама Матуриди и Имама Бухари посетили Международный центр...

Оставить комментарий

Примечания

Мы в соц сетях

Контакты

Телефон:
Электронная почта:
Адрес:
©2024 All Rights Reserved. This template is made with by Cherry