08.09.2022
359

ВОЗРОЖДАЮЩИЙСЯ СУФИЗМ: АЛЬТЕРНАТИВА РАДИКАЛИЗМУ ИЛИ ПУТЬ К СРЕДНЕВЕКОВОМУ МИРОВОЗЗРЕНИЮ

Суфизм на протяжении веков давал почву для укоренения уз дружбы, братства между различными слоями общества. В настоящее время во многих странах мира большим авторитетом пользуется тарикат Бахауддина Накшбанди – накшбандия, так как в этом тарикате не допускаются нарушения границ исламского шариата, к тому же он продвигает на передний план истинные человеческие качества и общечеловеческие ценности.

В настоящее время многие видят в суфизме альтернативу возрастающему влиянию салафизма. В то же время, суфизм и суфийские практики всегда были объектом критики салафитских проповедников разного толка. Но критикой суфизма занимались не только салафиты. Среди самих суфийских шейхов были много, кто критиковал те или иные явления распространенные в среде суфиев. Среди них такие авторитетные фигуры как Хаким Термизи, Имам Газзали, Абдулкадир Джилани, Алауддавла Симнани, Имам Раббани и другие. Поэтому, некоторые эксперты Узбекитана еще в начале 2000-х говорили, что не всякий суфизм может служить альтернативой радикализму.

Кроме того, не следует забывать, что во все времена были и те, кто толковал суфизм в угоду своим интересам. Один из столпов тасаввуфа Абдулкадир Джилани в 23-й главе книги «Сирру-л-асрор» (Тайна тайн), озаглавленной «Разъяснение о специфике приверженцев суфизма», делит приверженцев суфизма на две группы: первая группа – «сунниты», а вторая – «люди ереси». Первая категория - это те, кто и на словах и на практике, твердо соблюдают шариат и его сущность коим является тарикат. Он называет их «Ахли сунна валь джамаа» – приверженцы сунны и общины мусульман. А к категории еретиков относят тех, кто привык совершать поступки, не соответствующие шариату и тарикату.

К сожалению, в настоящее время суфизм возрождается хаотично, и некоторые люди под суфизмом начали понимать слепое следование различным ритуалам, не вникая в их сущность, фанатичное отношение к своему тарикату, «пиропочитание», то есть культ личности лидера, новоявленного тариката, жизнь за счёт подаяний, ношение отличительных от других одежд, соблюдение особых ритуалов и появляются все больше и больше категорий людей, которые объясняют тарикат как таковой. Эти категории псевдосуфиев также выдвигают ошибочные интерпретации и утверждения о том, что главная цель мусульманина состоит в том, чтобы войти в тарикат, присягнуть пиру и служить ему, забывая о том, что истинные представители классического суфизма твердили что суфизм – это всего лишь средство в достижении статуса совершенного мусульманина. Шейх Хонд Тахур, который сам был великим суфием, всегда говорил тем, кто приходил к нему учится: «Знай, что твоя обязанность быть мусульманином, а не суфием». Поэтому нашими специалистами в целях отличия таких категорий псевдосуфиев от представителей и деятелей классического суфизма и для их отличия от других течений введен в употребление термин «тарикатчи»- последователь тариката. Потому что суфиями сегодня мы их назвать не можем, как бы они себя не называли.

Под «тарикатичи» понимаются люди или общины, группы, которые действуют от имени суфизма, не зная и не имея понятия о его философско-мистических особенностях, уделяя основное внимание исключительно внешним аспектам суфизма, ритуальности, различным собраниям, считают определенного человека пиром, приклоняются перед ним, отстраняются от других членов общества и считают служение пиру главной целью в жизни. Среди этих групп и общин распространены разные вредные и с светской и с исламской точки зрения ереси, такие как чрезмерное прославление пиров, питье остатков воды от омовения пиров, отступление от светских наук и достижений прогресса.

С начала 90-х в некоторых частях региона Центральной Азии, в частности в Узбекистане, начали возникать всевозможные ложные сектантские общины, спекулирующие элементами суфизма, которые пытались реализовать свои корыстные намерения за счет доверчивых верующих людей. Те, кто последовал за ними, были в основном неопытной молодежью, одинокими женщинами и безработными людьми, которые оказались под влиянием таких пороков, как ненависть к мирскому, чрезмерное почитание своих харизматических лидеров на уровне культа личности, паразитический образ жизни. Это привело к социальным конфликтам, таким как то, что молодые люди, вступившие в ложные секты, вообще перестали интересоваться знаниями, наукой. Семейные сектанты не обеспечивали свои семьи материально под предлогом получения задания от лидера, негативно относились к достижениям современной цивилизации. Широкое распространение подобных негативных явлений в нашем обществе было своевременно предотвращено.

Благоприятной религиозной обстановкой, сложившейся в годы независимости, пытались воспользоваться и представители некоторых псевдосуфийских групп сектантского характера. Специалисты считают, что их резкая активизация стала заметна с 2000-х годов. Пробужденная форма сектантства состояла из общин муридов, объединенных вокруг различных лидеров (пиров), которые традиционно считались «харизматичными». Таких лидеров сражу же стали называть такими титулами, как «ишан», «шейх», «хазрат». Среди них наиболее известны такие личности, как Ибрахим ишан, Мулла Дустмухамед. В настоящее время существует острая конкурентная среда между этими перечисленными группами, а также их последователями и муридами, и каждая группа утверждает, что именно она находится в самом правильном тарикате.

Если рассмотрим на примере одной из этих групп, а их много, то очень своеобразная ситуация сложилась внутри общины вышеприведённого Ибрахима Маматкулова, которые стали называть себя «диуана» - то есть безумные. Они начали всё больше отходить от норм традиционного ислама, порождая разногласия среди обычных мусульман. И тогда они встретили мощный отпор от официальных имамов мечетей, которые начали давать опровержения на их нововведения. Они стали приводить в качестве доводов к своим нововведениям различные аяты Корана и хадисы, которые никогда не понимались и не толковались в их интерпретации. Как бы им не приводили ложность их убеждений, они довольствовались только тем, что это утверждал их лидер. Из этого можно проследить то, как внутри тариката начало зарождаться религиозно-реформистское движение, которое все больше приняло форму секты и стало отходить от ортодоксального ислама. Как мы знаем из историй различных сект, в таких общинах харизматический лидер постепенно становится для адептов объектом культа. Такая же ситуация наблюдалась и в группе Ибрахима Маматкулова. В некоторых из них стали возникать следующие верования:

- Божественность личности шейха, твердая вера в то, что в Судный день он приведет всех, кто приложит к нему руку и приведет в рай без расчета;

- Объявить двор шейха в Коканде второй киблой и не протягивать туда ноги;

- Не произносить имя шейха без омовения;

- Вера в то, что шейх всегда знает, на каком боку лежит каждый из его муридов;

- Считать допустимым, чтобы женщины-тарикатчи выполняли такие услуги, как мытье ног пирам;

- Пить остаток води после омовения как табаррук и делиться ею с другими, пить эту воду как замзам стоя, и умножать ее на смешивая с другой водой.

Все эти обстоятельства свидетельствуют о том, что тарикатчи вывели Ибрахима Маматкулова на уровень божества. В частности, называя дом Ибрахима Маматкулова киблой, принимая во внимание, что кибла является домом Аллаха. Все вышеперечисленное является чуждыми элементами ортодоксальному исламу.

После смерти Ибрахима Маматкулова «диуана» – безумцы перевели свою деятельность в южный Казахстан и сейчас их лидер Насриддин Махсум продолжает проповедовать свое учение в том же духе, как и его учитель. Особенностями этой группы являются:

- запрет на присутствие на свадьбах и похоронах тех, кто не является адептом их тариката

 - Не отдавать и не брать замуж тех, кто не состоит в их тарикате;

- Ни в коем случае не читать пропущенных молитв, которые являются ваджибом – то есть обязательной для каждого мусульманина, если они будут прочитаны, вера в пира исчезнет;

- Полуночная молитва, которая не является обязательной должна соблюдаться как фарз;

- Время от времени ходить к пиру, чтобы обновить присягу, если не найдет пира дома, то вернуться, чтобы хотя бы подержать ручку его двери;

- Похоронную молитву можно совершать и без омовения;

- Утреннюю молитву можно читать до тех пор, пока солнце не достигнет высоты тополя.

Не присутствовать на свадьбах и похоронах тех, кто не является адептом тариката, можно приравнять как отношение к мусульманам как к неверующим. Потому что, согласно хадисам, присутствие на похоронах друг друга является правом верующих. Точно также отвечать на призывы к каким-то свадебным церемониям и собраниям.

От них откололась группа Курбанали Ахмада, который считает себя повелителем мира духов и, что у него есть власть управлять миром ангелов. Он перемешал суфизм с элементами шаманизма, открыто говоря, что хорошо быть поклоняющимся духам предков, потому что духи нематериальные и вездесущие. Интернет наводнен видеообращениями Курбанали Ахмада, призывающими к суеверию и многобожию. Курбанали Ахмад в своих лекциях делал заявления, направленные на ересь и богохульство. В том числе:

- Аллах выполняет любую прихоть пира;

- У ангелов нет власти над пирами, они также не могут выполнять приказы Аллаха, если пир этому воспротивится;

- Духи - вездесущие, основа всего - духи, поэтому желательно быть поклонником духов;

- Курбанали Ахмад ввел взимание с адептов платы за свои лекции в долларах. Те, кто приходит к нему, обязательно идут с деньгами и когда он сам идет в гости, тоже должен получать деньги. Это все на примере одной группы, которая кстати, считает себя продолжателями традиции тариката накшбандия, хотя по признакам таковыми не являются.

Основной вред обществу этих групп заключается в том, что они широко пропагандируют настроения ненависти ко всему мирскому, ограничивая членов общества от социальных взаимоотношений. Именно в результате такой пропаганды многие крупные предприниматели, оказавшие поддержку Ибрагиму Маматкулову, добровольно расстались со своим имуществом, потратив все заработанное на ежедневные пожертвования в доме ишана и на некоторые ненужные постройки. Сообщество нездоровых убеждений, которое чрезмерно почитает своих лидеров и воспринимает каждое их слово как абсолютную истину, будет расширяться и представлять большую общественную опасность. Потому что неясно, как долго пир будет вести спокойную пропаганду, а также вероятность того, что он не станет психически нездоровым. В большинстве случаев наблюдалось, что общины с таким сект-характером внезапно переходили в агрессивное состояние.

Они отвергают медицинскую помощь, отвергают обучение в школах, или даже в медресе. Они пропагандируют невежество, требуя от своих адептов забрать своих детей, особенно девушек, из светских школ. Это приведёт часть общества к мракобесию. Такие околосуфийские группировки не только не будут служить альтернативой салафизму, а наоборот будут провоцировать колеблющихся верующих мусульман к салафизму, что мы и видим сегодня. 

Поэтому мы против, чтобы суфизм «возрождался» таким образом – хаотично и кем попало. Суфизм нужно возрождать на основе знаний корифеев этой сферы, возрождать как научную дисциплину, преподавать в исламских высших учебных заведениях наряду с исламской философией, калам… Нам нужен тот интеллектуальный суфизм Руми, Джами, Навои, который развивал в человеке миролюбие, человеколюбие, религиозную толерантность. Хотел бы закончить свои слова персидским двустишием, которое встречается во многих рукописных трактатах:

Машав дарвеш, машав суфий, машав ту шайхи Санъон,

Мусулмон шав, мусулмон шав, мусулмон.

Перевод:

Не будь дервишом, не будь суфием, не будь ты шейх-Санъаном,

Будь обычным мусульманином, мусульманином, мусульманином.

Список использованной литуратуры

1. Абдулқодир Жилоний. Сирру-л-асрор. – Дамашқ: Дор ас-санобил, 1993. –Б.140.

2. Юлдашходжаев Ҳ. Тариқатчиликнинг замонавий кўринишлари. – Тошкент: «Тошкент ислом университети» нашриёт-матбаа бирлашмаси, 2010.

3. Глобаллашув шароитида тариқатлар: таълимот ва услублар, таҳлил ва хулосалар. Усманов И. ва бошқалар. – Тошкент: Мовароуннаҳр, 2014.

4. Тасаввуф атамалари изоҳли луғат. Муаллифлар жамоаси. – Тошкент: Мовароуннаҳр, 2014.

5. Суҳравардий. Авориф ал-маориф / Иҳё улум ад-дин. – Байрут: Дор ал-кутуб алилмийя, 1998. Т.5. – Б. 69-71.

 

Зафар Фахриддинов

Международный научно-исследовательский центр Имама Матуриди 

Дополнительная информация

АБУ МАНСУР МОТУРИДИ И ЕГО ДОГМАТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
Как известно Маверауннахр является родиной многих выдающихся мыслителей. В особенности это относится к периоду IХ–ХII веков, когда сотни живших здесь...
Роль маххали в формировании идентичности татар
Аннотация: В данной статье рассматривается тема отношения маххали в жизнедеятельности татарского народа. Махалля – это важнейший институт в истории российских...
Особенности вопроса воспитания детей на основе исламских ценностей и традиций
Аннотация. Социальные изменения в современном обществе, связанные с ломкой традиционной системы половой стратификации, приводят к изменению гендерных ролей, в том...

Оставить комментарий

Примечания

Мы в соц сетях

Контакты

Телефон:
Электронная почта:
Адрес:
©2024 All Rights Reserved. This template is made with by Cherry