06.04.2021
421

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА БЕЛОРУССКИХ И РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

А.Дунаев

Старший научный сотрудник

      Изучение современного состояния религии в обществе является актуальной задачей исследователей разных стран и служит одним из научных базисов для оценки и прогнозирования развития процессов, происходящих в социуме и государстве.

Мир, его социально-экономическая и политическая картины меняются сейчас несравненно быстрее, чем даже 50 лет назад. Соответственно взгляды и мировоззрение между двумя последовательными поколениями могут кардинально отличаться. Как в этих условиях формируется религиозное мировоззрение личности? Что является его основообразующими факторами и  какой религиозный психологический портрет разных возрастных и социальных групп населения  и его динамику мы можем увидеть? - это главные вопросы для возможного исследования. 

В этих целях мы изучили зарубежный опыт таких исследований – российский (на примере отдельных республик Северного Кавказа) и белорусский.

Так, российский ученый, заведующий отделом социологии Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН З.М. Абдулагатов опубликовал результаты своего исследования на тему: «Фундаментализм и модернизм в массовом религиозном сознании мусульман Северного Кавказа (по результатам социологических опросов в республиках Дагестан, Чечня и Кабардино-Балкария)», проведенного в 2011 году.[1]

На основе социологических опросов, проведенных в трех республиках Северного Кавказа, автор анализирует состояние массового исламского сознания в регионе на предмет выявления в его содержании салафитских составляющих. Салафизм различных групп опроса показан в отношении законов государства. Путем сравнения религиозных позиций демографических групп молодежи и старшего поколения выявлены особенности и тенденции развития салафитского сознания на Северном Кавказе. 

Основная гипотеза исследования сводилась к тому, что в массовом исламском сознании региона салафитское сознание распространено в достаточной степени, в связи с чем, можно было бы говорить о наличии солидной социальной базы «ваххабитской» деятельности в регионе. Основной метод исследования – социологический опрос в сочетании с методом восхождения от абстрактного к конкретному. Анализ результатов опроса показал: 

а) высокий уровень религиозности населения трех республик; 

б) наличие в религиозном сознании различных степеней проявления салафизма в отношении светских законов; 

в) салафитское сознание региона имеет тенденцию к росту.

В качестве одного из главных вопросов в выявлении салафитских составляющих исламского сознания автор выделил вопрос о том, какой должна быть исламская религия сегодня: такой, какой была при Пророке Мухаммаде, или она должна изменяться, так как меняется жизнь. 

Автор считает, что этот вопрос «можно было бы назвать основным вопросом исламского фундаментализма». Те, которые считают необходимым внесение изменений в ислам, так как жизнь меняется, условно названы «модернистами». Те, кто за возврат к исламу времен Пророка Мухаммада, – «фундаменталистами».

Вместе с тем, сам автор признает, что «такая методика выявления фундаменталистских составляющих исламского сознания, которая применялась в ряде опросов в Дагестане, вызвала недовольство ДУМД, ряда исследователей в Дагестане и за его пределами. Конкретно это выражалось в том, что часть экспертов посчитала постановку вопроса некорректной. По их мнению, любой последовательный в вере мусульманин поддержит идею ислама времен Пророка – «чистый» ислам. Ввиду этого называть всех фундаменталистами будет неверно».

Несмотря на критику, автор с позиции социологии обосновывает правильность данной формулировки вопроса, так как, по его мнению, главное заключалось не в том, чтобы по ответам на этот вопрос точно и окончательно определить процентные группы «фундаменталистов» и «модернистов» в выборке. По ответам на данный вопрос выявляются две гипотетические группы верующих. В дальнейшем через ответы на другие вопросы анкеты уточняются и формируются их религиозные характеристики.

На наш взгляд, формулировка данного вопроса действительно имеет некорректную форму, так как система религиозных, догматических ценностей ислама имеет сложившийся вид и, согласно догматике, не может быть дополнена или изменена. Любые так называемые «изменения в исламе» не будут приняты верующими, т.к. будут считаться ересью - «Бид’а» (بدعة‎). 

В результате полученные данные не будут полно и объективно давать ответ на поставленную проблематику. На наш взгляд, более корректным был бы вопрос - «Как вы считаете,  мусульманское общество должно жить как во времена Пророка или меняться, так как меняется жизнь?».

Степень религиозности респондентов автор определяет разбитием на 7 степеней: убеждённый верующий, верующий, колеблющийся, безразличный, неверующий, убежденный неверующий, не думал над этим. Кроме того, доступен еще один вариант ответа - затрудняюсь ответить.

Респонденты сами должны были выбрать степень своего отношения к религии. Указанная градация степени религиозности, на наш взгляд, несколько спорна и не совсем корректная, так как респонденты субъективно оценивают свою религиозность. Например, человек может ответить, что он является убежденным верующим, при этом дальнейший опрос может показать, что он фактически не имеет религиозных познаний и его «религиозность» находится на уровне обрядов. 

Социологический опрос проводился автором среди разных групп населения: школьников, студентов, городских и сельских жителей. Так,  
в Кабардино-Балкарской Республике число опрошенных составило  231 человек, из них городское население – 52,1 %, сельское – 47,9 %. В Чечне число опрошенных составило– 269 человек. В Республике Дагестан общее число опрошенных - 494 человека.

 Результаты опросов обрабатывались относительно числа данных ответов, а не числа опрошенных. Так как в отдельных вопросах респондент мог не дать никакого ответа, в том числе и вариант «Затрудняюсь ответить», то общее число ответов имело небольшие различия в зависимости от конкретного анализируемого вопроса. С этим связано некоторое процентное несовпадение общих ответов всей выборки на один и тот же вопрос, просуммированных по различным группам опроса, например, по социальному положению, возрасту или региону. Эти различия оказались не существенны и ими можно пренебречь.

Анализ проведенного исследования показывает, что  автором в первую очередь ставились вопросы определения уровня «фундаментализма» и «модернизма» в религиозном сознании жителей выбранных регионов, их отношения к салафизму, приоритету между светским и религиозным правом. 

В тот же время автором в ходе своего исследования не было произведено изучение факторов, влияющих на формирование и динамику религиозного сознания, что позволило бы, в значительно полном объеме получить картину религиозного сознания групп респондентов. 

 Интерес в практическом плане представляет проведенное в Белоруссии (Белорусский госуниверситет) в 2012-2015 гг. исследование многомерной модели религиозного сознания населения с помощью кросс-конфессионального (широкого) подхода (канд.  филос.  наук,  кафедра  философии  культуры Белорусского государственного университета С.Г.Карасева).[2] 

В этом исследовании автор подошли к проблеме более масштабно и широко, с выработкой собственной научной методики. 

В частности задачами своего исследования белорусские ученые определили  изучение религиозного сознания в его наиболее всестороннем и широком понимании, поставив цель получить религиозную мировоззренческую модель, а также определить факторы, которые оказывают воздействие на ее динамику.

Авторы поставили следующие вопросы:

- что именно означает для жителей страны (постсоветских, постатеистических, переживших стремительное и массовое религиозное возрождение, но при этом светских) быть религиозными и принадлежать к той или иной конфессии (исповеданию)? 

-является ли для них религиозность и принадлежность к конфессии принципиальной и последовательной жизненной позицией (неизбежно влияющей и на состояние общества), или же чисто формальным (не имеющим фактических последствий) обозначением их социально-культурного статуса? 

-чем обусловлен их религиозный выбор? 

По мнению авторов исследования, эти вопросы требуют изучения именно потому, что стабилизация уровня религиозности и устойчивость ее конфессионального распределения указывают на значимость религиозного фактора в стране и, как следствие, на неизбежность его общественного влияния. Пока механизмы этого влияния неизвестны, его последствия остаются непредсказуемыми. 

Составление вопросов для анкетирования осуществлено на основании и в соответствии с теоретическими разработками модели религиозности. 
В указанной модели С.Г.Карасёва трактует религиозность как вовлеченность в религию, точнее – как сочетание степеней вовлеченности в каждое из указанных измерений религии.

Для каждого измерения автором устанавливаются показатели вовлеченности. Каждый показатель выражается в наборе переменных, которые в свою очередь раскрываются (при необходимости) через соответствующие индикаторы (см. табл.).

Измерение вовлеченности в систему религиозных представлений раскрывается через следующие сводные показатели (каждый из которых содержит набор переменных, выраженных в вопросах):

-декларацию религиозной (или исповедной, или конфессиональной) принадлежности;

- знание содержания религии;

- оценку значимости религии в жизни.

 Сочетание всех показателей указанного измерения дает его интегральную характеристику – определенность религиозной позиции.

Измерение вовлеченности в систему религиозной деятельности раскрывается через показатели (и соответствующие им вопросы­переменные):

участие в религиозной (или культовой) деятельности, индивидуальной и коллективной; 

соблюдение норм религиозного и повседневного благочестия;

религиозное (само) образование.

Сочетание показателей этого измерения дает его интегральную характеристику – степень религиозной активности.

Измерение вовлеченности в систему религиозных институтов раскрывается через показатели (и вопросы­переменные):

значимость сообщества в религиозной жизни;

декларацию принадлежности к сообществу и статус/функцию внутри сообщества;

участие в социальной деятельности сообщества.

Сочетание показателей дает интегральную характеристику данного измерения – уровень интегрированности в сообщество.

Предполагается, что приведенные показатели существенно характеризуют религиозность в таких признаках, которые присущи (в той или иной степени и форме) последователям разных традиций, направлений, движений, сред независимо от их конфессионального содержания, т.е. эти показатели отражают кросс-конфессиональные признаки религиозности.

К показателям, характеризующим религиозность, по сути добавлены показатели, внешние по отношению к ней, но непосредственно с ней связанные. Это – обстоятельства обращения к религии  и влияние религиозности на ценностные приоритеты.

Сочетание всех показателей многомерной модели дает интегральную (кросс­конфессиональную) характеристику религиозности каждого респондента, каждого малого сообщества (община, группа, центр, т. п.), каждой конфессии, религии, религиозного населения в целом (см. табл.). Итак, будучи выведенным на основе кросс-конфессиональных признаков, интегральное значение религиозности становится сравнимой величиной для последователей разных исповедных традиций, направлений, движений, сред.

 

Таблица «Модель религиозного сознания»

 

РЕЛИГИЯ

 

РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ

 

РЕЛИГИОЗНОСТЬ

Измерение

Показатели  индикаторов

Характеристика

РЕЛИГИОЗНАЯ СИСТЕМА

Система

представлений

Вовлеченность в систему религиозных представлений

Декларация религиозной/конфессиональной принадлежности

 

 

Определенность религиозной позиции

Знаниесодержания религии

Оценка значимости религии для собственной жизни

Система

деятельности

Вовлеченность в систему религиозной деятельности

Участие в религиозной/культовой деятельности (коллективной, индивидуальной)

 

Степень религиозной активности

Соблюдение норм благочестия (религиозного и повседневного)

Религиозное (само) образование

Система

институтов

Вовлеченность в систему религиозных институтов

Значимость сообщества в религиозной жизни

 

Уровень интегрированности в сообщество

Декларация принадлежности к сообществу и статус/функция внутрисообщества

Участие в социальной деятельности сообществ

 

Внешние факторы

 

обстоятельства  об ращения к религии

Причины (обстоятельства или мотивы) обращения к религии

влияние религиозной позиции на образ жизни

Влияние религиозной позиции на образ жизни

 

Таким образом, была создана модель или «матрица» изучения религиозного сознания, которая может служить основой его долгосрочного мониторинга и накапливать данные о динамике религиозной сферы общества на основе единой схемы. 

Исследовательская модель, положенная в основу подхода, задает многомерную трактовку религиозности с учетом последовательности степеней ее выраженности по каждому измерению. Такая структура делает возможным кросс­конфессиональный сбор и анализ данных. Религиозная ситуация в обществе может измеряться независимо от количества и состава конфессий. Полученная картина оказывается разбитой на кластеры – типы религиозности по конфессиям, решетка кластеров образует исходную матрицу дальнейших исследований.

Это дает возможность углублять и детализировать изучение отдельных кластеров (определенных типов религиозности в рамках конкретных конфессий) и их групп другими методами (взятыми из разных дисциплин и имеющими как количественную, так и качественную, глубинную, направленность), но с опорой на созданную матрицу. Любые новые данные будут встраиваться в нее, дополняя и корректируя единую типологию религиозности и формируя тем самым ее пролонгированную, динамическую версию.

Исследование проводилось методом анкетного опроса во всех регионах страны. Целевой аудиторией исследования была религиозная часть населения. При его моделировании принимался во внимание многоконфессиональный характер религиозной сферы. Количество участников опроса (2723 человека) было рассчитано с учетом сведений о численности религиозного населения Беларуси, полученных в рамках предшествующих исследований, и пропорционально количеству зарегистрированных организаций каждой конфессии в каждой из областей. Поскольку религиозное население концентрируется в организованных религиозных общностях, сбор информации проводился с привлечением последних к проведению опроса в части распространения анкет. Опрошенные являются последователями 19 конфессий, в том числе 17 зарегистрированных и двух незарегистрированных.

В результате исследования  и анализа полученных данных установлено, что религия в Беларуси не столько выполняет свою основную функцию обоснования жизненныхстратегий религиозного порядка, сколькорешает важные социальные задачи: стабилизирует общественную мораль, укрепляет социальнуюсолидарность и стимулирует гражданскую активность. 

Автор делает заключение, что «религиозность населения современной Беларуси имеет преимущественно идейно­мировоззренческую и деятельную направленность и выражена в основном в средней (заинтересованной) и слабой (абстрактной) степени. Это означает, что в современном белорусском обществе религия выполняет в большей мере прикладную роль. Усиление прикладной значимости религии и рост ее социального авторитета при снижении ее основной роли (полагания трансцендентного смысла) характерно для трансформирующихся обществ, когда религия принимает на себя функции находящихся в состоянии реконструкции систем мировоззрения и морали»[3].

Таким образом, анализ вышеуказанных зарубежных исследований религиозного сознания показывает, что они проводились методом анкетного опроса значительного числа респондентов, среди различных групп и слоев населения, различных возрастных категорий. 

При этом, исследования, проведённые на Северном Кавказе, имели узконаправленную цель, а также базировались на результатах ранее проводившихся социологических опросах в этом регионе. В практическом для нас плане интерес представляет тот факт, что это исследование проводилось в рамках одной религиозной группы – мусульман, непосредственно изучало проблемы и вопросы характерные только для этой общности, при этом, в условиях региона, где мусульмане составляют большинство населения. 

Белорусское исследование ставило целью создание многомерной  модели изучения религиозного сознания и, с её помощью, изучение религиозной типологии  и мировозрения населения.    

Проведению опроса предшествовала значительная подготовительная часть, в которой ключевые понятия  модели (религия, религиозность) определены максимально широко, формулировались цели и задачи исследования, составление вопросов осуществлялось на научном базисе различных дисциплин (социология, психология, религиоведение).

Результатом стало создание исследовательской модели религиозного сознания, на основании которой можно  отслеживать динамику религиозной сферы в едином формате и на протяжении длительного времени, причем как в масштабе всего общества, так и в различных по конфессиональной принадлежности и типу религиозности группах.

Указанная модель может быть применена нами для разработки собственной методики исследования религиозного сознания различных групп и слоев населения нашей страны.

 

[1] https://core.ac.uk/download/pdf/197426465.pdf

[2] https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristiki-vovlechennosti-naseleniya-belarusi-v-religiyu-mirovozzrencheskiy-aspekt 

[3]  https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristiki-vovlechennosti-naseleniya-belarusi-v-religiyu-mirovozzrencheskiy-aspekt

Qo‘shimcha malumot

BUYUK HIDOYAT IMOMI ABU MANSUR MOTURUDIY
Keyingi yillarda yurtimizda barcha sohalar qatori diniy-maʼrifiy sohada ham katta oʻzgarishlar va islohotlar boʻlyapti. Buni biz soʻnggi besh yil ichida...
ADIB AHMAD YUGNAKIYNING “HIBATU-L-HAQOYIQ” ASARIDA MA’RIFIY QARASHLAR
Jamiyat a’zolarining maqsadlarini ularning intilishlari, ehtiyojlari, bajarayotgan vazifalari va ijti­moiy qadriyatlar belgilab beradi. Bu qadriyatlarning shakllanishi oiladan boshlab, ta’lim va...
IQLISHIYNING “AN-NAJM MIN KALAM SAYYIDI-L-ARAB VA-L-AJAM” ASARI TASNIFI
“Iqlishiy” nisbasi bilan mashhur bo‘lgan Abu Abbos Ahmad ibn Ma’d ibn Iso ibn Vakilning “an-Najm min kalam sayyidi-l-arab va-l-ajam”nomli asari...

Izoh qoldirish

Izohlar

Мы в соц сетях

Aloqa

Telefon:
E-mail:
Manzil:
©2024 All Rights Reserved. This template is made with by Cherry